Наставничество – одна из важнейших практик, которая позволяет опытному работнику быстро обучать новичка всем необходимым профессиональным умениям и навыкам. Наставничество – это всегда помощь и совет, поддержка в трудной ситуации.
Наставник ответствен не только за то, чтобы его подопечный научился производить некую последовательность операций, но и за профессиональный рост обучаемого, за его карьеру.
«Человечество стоит на пороге нового экономического цикла, нового экономического подъема. Сейчас накоплено очень много интересных практик – в инжиниринге, в системах обеспечения, в образовании, в управлении - везде появилось много нового. И очень важно передать накопленный опыт по большим системам – чтобы этот опыт и практики не потерялись. Именно эту задачу передачи формальных и негласных знаний, опыта, связей, смыслов решает наставничество. Преемственность опыта между поколениями, преемственность этики, преемственность заботы и преемственность какой-то любви к своему делу».
Кстати, про заботу и любовь к делу, новую этику мы начали новый цикл разговоров совсем недавно, добавила спикер.
Казалось бы, наставничество – дело индивидуальное. Однако сейчас эта практика переживает настоящий бум. Теорией и практикой наставничества интересуются не просто молодые выпускники, а крупные компании, которые формируют у себя в штатном расписании целые отделы, занимающиеся только наставничеством, развивающие его практику на производстве или в маркетинге, управлении или в социальной сфере.
«В крупных компаниях большие количества людей должны освоить какие-то вещи – не просто прочитать корпоративный кодекс, узнать о ценностях и миссии компании. У нас сейчас интереснейший проект идет в одном из крупнейших и при этом интенсивно растущем банке по передачи смысла вовлеченности, переводе этих знаний в практику управления у лидеров и команд. Сначала вице-президенты, лидеры департаментов удивлялись, что можно рассказать про их опыт вовлеченности. Оказалось, есть чем поделиться. И это и интересно, и нужно большой команде банка.
Во всех крупных компаниях есть проекты, связанные с разными аспектами наставничества», – говорит Шамис.
Насколько давно появилась практика наставничества? В незапамятные времена, когда человек, освоивший какой-то навык или инструмент, передавал свои знания молодым. В общем-то, без наставничества было не выжить. Как бы молодой член племени мог отличить съедобные плоды от несъедобных? Апофеозом и своего рода выпускным экзаменом для наставников древности и их подопечных служили церемонии инициации, когда юноша или девушка на практике доказывали свое право называться взрослыми.
О том, что система наставничества активно работала на заре человеческой цивилизации, говорит один из древнейших памятников литературы – поэма Гомера «Одиссея». Там старый друг правителя Итаки присматривает за семьей Одиссея в его отсутствие. И заодно воспитывает молодого Телемаха. Обучает его знаниям, необходимым для того, чтобы занять отцовский престол. Наставника зовут Ментор. Его имя стало нарицательным. Теперь оно – синоним мудрого и знающего наставника, иногда, впрочем, придирчивого, который порой общается с воспитанником свысока, «менторским тоном».
Греческий философ Сократ считал предназначением наставника вовсе не заставить ученика вызубрить знания, а пробудить в его душе мощные силы, которые способствовали бы «самозарождению» истины. При этом наставник и подопечный должны быть совершенно равноправны, а истина должна была рождаться в беседе. Или даже в споре.
В более поздние времена к теме наставничества обращались самые светлые умы различных эпох. Например, французский мыслитель Жан-Жак Руссо парадоксально замечал, что наибольшим мастерством наставника является ничего не делать с учеником.
«Наставник дает не решение проблем, сколько помогает человеку самому найти ответ. Можно прийти и сказать: делай то и это. А можно с помощью сильных, развивающих вопросов, путем постановки человека в проблематизирующую позицию как-то помочь ему самому найти ответы», – говорит Шапенко.
Наставник ответствен не только за то, чтобы его подопечный научился производить некую последовательность операций, но и за профессиональный рост обучаемого, за его карьеру.
«Человечество стоит на пороге нового экономического цикла, нового экономического подъема. Сейчас накоплено очень много интересных практик – в инжиниринге, в системах обеспечения, в образовании, в управлении - везде появилось много нового. И очень важно передать накопленный опыт по большим системам – чтобы этот опыт и практики не потерялись. Именно эту задачу передачи формальных и негласных знаний, опыта, связей, смыслов решает наставничество. Преемственность опыта между поколениями, преемственность этики, преемственность заботы и преемственность какой-то любви к своему делу».
Кстати, про заботу и любовь к делу, новую этику мы начали новый цикл разговоров совсем недавно, добавила спикер.
Казалось бы, наставничество – дело индивидуальное. Однако сейчас эта практика переживает настоящий бум. Теорией и практикой наставничества интересуются не просто молодые выпускники, а крупные компании, которые формируют у себя в штатном расписании целые отделы, занимающиеся только наставничеством, развивающие его практику на производстве или в маркетинге, управлении или в социальной сфере.
«В крупных компаниях большие количества людей должны освоить какие-то вещи – не просто прочитать корпоративный кодекс, узнать о ценностях и миссии компании. У нас сейчас интереснейший проект идет в одном из крупнейших и при этом интенсивно растущем банке по передачи смысла вовлеченности, переводе этих знаний в практику управления у лидеров и команд. Сначала вице-президенты, лидеры департаментов удивлялись, что можно рассказать про их опыт вовлеченности. Оказалось, есть чем поделиться. И это и интересно, и нужно большой команде банка.
Во всех крупных компаниях есть проекты, связанные с разными аспектами наставничества», – говорит Шамис.
Насколько давно появилась практика наставничества? В незапамятные времена, когда человек, освоивший какой-то навык или инструмент, передавал свои знания молодым. В общем-то, без наставничества было не выжить. Как бы молодой член племени мог отличить съедобные плоды от несъедобных? Апофеозом и своего рода выпускным экзаменом для наставников древности и их подопечных служили церемонии инициации, когда юноша или девушка на практике доказывали свое право называться взрослыми.
О том, что система наставничества активно работала на заре человеческой цивилизации, говорит один из древнейших памятников литературы – поэма Гомера «Одиссея». Там старый друг правителя Итаки присматривает за семьей Одиссея в его отсутствие. И заодно воспитывает молодого Телемаха. Обучает его знаниям, необходимым для того, чтобы занять отцовский престол. Наставника зовут Ментор. Его имя стало нарицательным. Теперь оно – синоним мудрого и знающего наставника, иногда, впрочем, придирчивого, который порой общается с воспитанником свысока, «менторским тоном».
Греческий философ Сократ считал предназначением наставника вовсе не заставить ученика вызубрить знания, а пробудить в его душе мощные силы, которые способствовали бы «самозарождению» истины. При этом наставник и подопечный должны быть совершенно равноправны, а истина должна была рождаться в беседе. Или даже в споре.
В более поздние времена к теме наставничества обращались самые светлые умы различных эпох. Например, французский мыслитель Жан-Жак Руссо парадоксально замечал, что наибольшим мастерством наставника является ничего не делать с учеником.
«Наставник дает не решение проблем, сколько помогает человеку самому найти ответ. Можно прийти и сказать: делай то и это. А можно с помощью сильных, развивающих вопросов, путем постановки человека в проблематизирующую позицию как-то помочь ему самому найти ответы», – говорит Шапенко.